6. КПД винтовой пары. Способы повышения КПД винтовой пары. (Вывод
формулы для расчета КПД винтовой пары).
КПД резьбовой пары определяют из условия , где Апол – полезная работа, Азатр – работа, затраченная на
завинчивание гайки.
Рассмотрим поворот гайки на малый угол dγ, при котором силы считаем постоянными.
Тогда КПД резьбовой пары .
Чтобы увеличить КПД необходимо либо уменьшить φ1, т.е. уменьшить коэффициент трения f, изготовив гайку и винт из антифрикционных материалов (φ1 < Ψ для ходовых резьб), либо увеличить Ψ, т.е. повысить заходность резьбы (если резьба должна быть самотормозящейся, то φ1 > Ψ).
7. Распределение осевой силы по виткам резьбы. Конструктивные меры,
применяемые для улучшения распределения нагрузки по виткам.
Распределение нагрузки между витками резьбы может быть равномерным в случае, если отсутствуют зазоры (податливость резьбы выше податливости тела винта).
Задача Жуковского (абсолютная погрешность шага равна 0):
Высота гайки выбирается H=0.8d, d – наружний диаметр винта.
Меры по улучшению распределения нагрузки:
1) придумали висячую гайку
2) выполнение отверстий под резьбу в гайке со стороны опорной поверхности на конус
3) выполнение резьбы гайки с шагом, немного больше шага резьбы винта
4) применение винтов более высокого класса прочности.
8. Расчет на прочность стержня винта, нагруженного силой затяжки и моментом
сопротивления в резьбе.
За счет растяжения в теле винта возникает напряжение
За счет существования вращающего момента в резьбе возникает напряжение τ.
Для расчета такого напряженного состояния применим энергетическую теорию прочности:
где - нормальные напряжения, - максимальные касательные напряжения, - момент в резьбе, - момент сопротивления кручению.
Тогда, подставив эти значения, получим
Т.к. все резьбы геометрически подобны, то
Проверочный расчет на срез и смятие проводят в тех случаях, когда одна из деталей с резьбой выполнена из материала менее прочного, чем у другой детали.
Срез
резьбы винта происходит по диаметру d1, т.е. для резьбы винта
Срез
резьбы гайки происходит по диаметру d, т.е. для
резьбы гайки
где H – высота гайки, k=P'/P
– коэффициент полноты резьбы, km – коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы из-за
ошибки шага.
Напряжение смятия в резьбе
где z=H/P – число витков резьбы гайки; - напряжение смятия для менее прочной детали
резьбовой пары.