105) Приводные муфты, назначение и краткая классификация.
Муфтами приводов называются устройства, соединяющие валы совместно работающих агрегатов и передающие вращающий момент. Существует класс постоянных (нерасцепляемых) муфт, обеспечивающих постоянное в течение всего времени эксплуатации машины соединение валов. Кроме того есть муфты сцепления для соединения агрегатов или разъединения их во время работы машины. Муфты сцепления подразделяются на: 1) управляемые; 2) самоуправляемые.
Управляемые муфты допускают с помощью механизма управления. По принципу работы различают: муфты с профильным замыканием (кулачковые, зубчатые) и фрикционные. По форме поверхности трения фрикционные муфты делятся на дисковые, конусные и цилиндрические.
Самоуправляемые муфты автоматически разъединяют валы при изменении заданного режима работы машины. Для предохранения машины от перегрузок, вызванных технологическим процессом или неправильной эксплуатацией, служат предохранительные муфты. Для обеспечения плавного пуска машины с большими ускоряемыми массами служат центробежные муфты. Передаче момента вращения только в одном направлении обеспечивают автоматически срабатывающие обгонные муфты.
106) Основные характеристики муфт. Расчетный момент приводных муфт.
Основной характеристикой муфт является передаваемый вращающий момент.
Обычно расчетный вращающий момент Т, действующий на муфту, приближенно определяется в зависимости от динамических свойств машины, характеризуемых степенью неравномерности вращения, и величиной разгоняемых масс.
Тр=kТном, где k – коэффициент режима работы муфты, учитывающий условия эксплуатации; Тном – номинальный вращающий момент.
- при спокойной работе и небольших разгоняемых массах k=1,15..1,4
- при переменных нагрузках и средних разгоняемых массах k=1,5..2
- при ударной нагрузке и больших разгоняемых массах k=2,5..3.
107) Назначение глухих муфт. Пример конструкции глухой муфты, ее
назначение, свойства и расчет. Приведите пример и метод расчета фланцевой
(поперечно-свертной) муфты.
Глухие муфты предназначены для жесткого постоянного соединения соосных валов.
Втулочная муфта представляет собой втулку, насаживаемую на цилиндрические концы валов. Предназначены для передачи вращающего момента от 1 до 4500 Нм для валов диаметром 6..100 мм. Муфту характеризует простота конструкции и изготовления, низкая стоимость, малый габарит по диаметру, небольшой маховый момент. Недостатки втулочной муфты: неудобный монтаж. Материал втулки – Сталь 45.
Фланцевая муфта состоит из двух полумуфт с фланцами, стягиваемыми болтами, одна половина из которых для обеспечения соосности полумуфт и восприятия поперечных сил установлена без зазора, а вторая с зазором.
Фланцевые муфты просты по конструкции, упрощают монтаж узлов, обеспечивают беззазорное соединение валов, могут передавать вращающие моменты от 16 до 40000 Нм при диаметре вала 11..250мм.
Расчет сводится к определению диаметра болта по потребной силе затяжки.
Тр – расчетный вращающий момент; С – коэффициент запаса по несдвигаемости. С=1,1..1,5
Dср=(D1+D2)/2 –средний диаметр кольцевой поверхности трения.
Z – число болтов.
f – коэффициент трения.