108) Жесткие компенсирующие муфты: назначение и область применения. Какие
ошибки изготовления и сборки и каким
образом компенсируют эти муфты. Пример конструкции жесткой компенсирующей
муфты, ее назначение и расчет.
Жесткие компенсирующие муфты компенсируют радиальные, угловые и осевые смещения. Машины выполнены из отдельных узлов или агрегатов. Взаимная установка таких узлов не может быть идеально точной в следствие погрешностей изготовления и монтажа, особенности конструкции узлов и деформации валов при работе. Применение компенсирующих муфт позволяет понизить требования к точности расположения валов и уменьшить дополнительные нагрузки на валы и опоры.. Компенсацию отклонения от номинального положения достигают в жестких компенсирующих муфтах.
Зубчатая муфта.
Компенсирует радиальные, угловые и осевые смещения валов за счет боковых зазоров, бочкообразного профиля зуба втулки.
Сдвоенная зубчатая муфта состоит из двух одинаковых ступиц – 2. 4 – две одинаковые обоймы, стянуты болтами – 1. 3 – крышки. 5 – пробка для заливки масла. 6 – пояски для контроля соосности валов.
Расчетный момент для зубчатой муфты: Тр=k1k2k3Тном.
Тном – номинальный вращательный момент; k1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности привода; k2 – коэффициент, учитывающий условия работы; k3 – коэффициент, учитывающий угловое смещение.
При компенсации муфтой смещения на концы валов действует радиальная сила: FM=0,4*103*TpdM. Тр – расчетный момент, dM – делительный диаметр зубчатого соединения муфты.
Шарнирные муфты служат для передачи вращательного момента между валами с большими углами перекоса. γ=<40-45°, изменяющимися во время работы.
1 – ведущая полумуфта; 2 – крестовина; 3 – ведомая полумуфта.
Размеры муфты определяются по таблице в зависимости от значения вращающего момента.
Т=Тнcosγ. Тн – номинальный вращательный момент, γ – угол перекоса.
Пальцевые муфты с
металлическими дисками.
Муфта проста по конструкции и не требует ухода в процессе эксплуатации. Одна муфта компенсирует только угловое смещение валов, при этом пакет упругих дисков изгибается из своей плоскости. Чем меньше пальцев на полумуфтах, тем податливей свободные участки дисков на изгиб и следовательно выше компенсирующая способность муфты. Муфты находят широкое применение в в приводах высокой крутильнйо жесткости с неточно установленными агрегатами.
109) Упругие муфты: назначение и область применения. Типы упругих
элементов. Характеристика упругих муфт. Каким образом упругие муфты
компенсируют несоосность валов. Пример конструкции упругой
муфты, ее назначение.
Методика расчета. Приведите схемы муфт с резиновыми упругими элементами.
Достоинства и недостатки этих муфт.
Эти муфты отличаются наличием упругого элемента (неметаллический – резиновый, полиуретановый; и стальной), являются универсальными, т.к. обладая некоторой крутильной податливостью компенсируют взаимные смещения валов.
Упругие муфты способствуют: 1) смягчению толчков и ударов вращающего момента; 2) защите привода машины от вредных крутильных колебаний; 3) соединению валов, имеющих взаимное смещение.
Основные характеристики упругих муфт.
1) Жесткость при кручении:
С=Т/φ при линейной зависимости; С=dT/dφ при нелинейной. Т – вращающий момент; φ – угол взаимного поворота полумуфт.
2) Демпфирующая способность.
Оценивается коэффициентом относительного рассеяния: ψ=АД/Аупр.
АД – работа, поглощенная за один цикл нагружения муфты переменным моментом; Аупр – работа сил упругой деформации муфты за четверть периода полного колебания.
Схемы упругих муфт с резиновым упругим элементом.
Муфта с упругим элементом в виде внешнего тора.
Благодаря особой форме упругого элемента эта муфта обладает повышенной компенсирующей способностью, т.е. допускает значительные взаимные смещения полумуфт. Недостаток – большой размер диаметра D и появление осевых сил, сближающих полумуфты при вращении муфты.