20. Соединения   с   натягом: достоинства   и  недостатки, область применения.    Способы  получения   соединений   с  натягом. Принцип работы   (передачи нагрузки)   соединения  с натягом.

Соединения деталей с натягом — это соединения, в кото­рых детали удерживаются силами трения. Силы трения обус­ловлены созданием распределенной нормальной нагрузки (давления) на сопряженных поверхностях соединяемых дета­лей. Величина нормальной нагрузки зависит от величины на­тяга. Натяг — это разность размеров охватываемой и охваты­вающей деталей. Посадочный размер охватываемой детали де­лают несколько больше посадочного размера охватывающей детали. После сборки посадочный размер деталей становится общим, при этом посадочный размер охватывающей детали в результате упругих деформаций увеличивается, а охватывае­мой — уменьшается.

Передача соединением нагрузок (сил, моментов) осуществ­ляется за счет сил трения (сцепления), действующих на по­верхности контакта деталей. Наиболее часто встречаются со­единения деталей по цилиндрическим или коническим по­верхностям.

Эти соединения применяют для установки на валы зубчатых колес, колец подшипников качения и других деталей. Соеди­нения с натягом также применяют для изготовления сложных составных деталей (коленчатые валы, составные зубчатые и червячные колеса и др.). Соединяемые детали могут быть изго­товлены из одинаковых или разных материалов.

Достоинства соединений: достаточно простая технология получения соединения; хорошее центрирование соединяемых деталей; способность воспринимать значительные динамиче­ские нагрузки, удары, колебания.

Недостатки: большое рассеяние прочности соединения сре­ди одной партии в связи с разбросом действительных размеров сопрягаемых поверхностей деталей в пределах их полей допу­сков и значений коэффициента трения; снижение усталостной прочности валов в зоне посадки вследствие концентрации на­пряжений; трудности неразрушающего контроля прочности соединения; сложность сборки и разборки при больших натя­гах и размерах соединяемых деталей; возможность поврежде­ния посадочных поверхностей при разборке.

Различают следующие способы получения соединения с на­тягом:

Запрессовка — простейший способ, при наличии необходи­мого оборудования обеспечивающий возможность контроля за нагрузкой отдельного соединения путем измерения силы за­прессовки. Однако при запрессовке существует опасность по­вреждения посадочных поверхностей, кроме того, снижается коэффициент трения (сцепления) из-за сглаживания микроне­ровностей на поверхности контакта.

Нагрев охватывающей детали — технологически отрабо­танный способ, обеспечивающий высокий коэффициент тре­ния (сцепления) и, как следствие, повышение нагрузочной способности соединения в 1,5 раза по сравнению с запрессов­кой, так как отсутствует сглаживание микронеровностей на поверхности контакта. Однако контроль нагрузочной способ­ности такого соединения затруднен.

Охлаждение охватываемой детали применяют для установ­ки с натягом небольших деталей в крупные детали (корпуса машин, станины); по свойствам этот способ аналогичен нагре­ву охватывающей детали.

Гидрозапрессовка — нагнетание масла под давлением в зону контакта через сверления в валу, что значительно (в 10— 15 раз) снижает необходимую силу запрессовки и распрессовки и уменьшает опасность задира посадочных поверхностей; наиболее эффективен этот способ при больших диаметрах по­садки и в соединениях по конической поверхности.

 

21. Расчет соединений  с  натягом, нагруженных осевой  силой, крутящим моментом и  силой, действующей  совместно  с моментом.

При нагружении осевой силой:

Условие несдвигаемости -  и, вводя коэффициент запаса s, получаем:

При нагружении крутящим моментом:

Условие несдвигаемости , и, вводя коэффициент запаса s, получаем:

При одновременном нагружении крутящим моментом и осевой силой расчет ведут приближенно по равнодействующей силе от окружной силы  и осевой силы, .

Тогда потребное давление будет

Hosted by uCoz