30. Критерий  работоспособности шлицевых   соединений. Метод  расчета  шлицевых   соединений.

Критерии: 1) смятие 2) износ 3) возможен срез зубьев

Основными видами отказов шлицевых соединений являют­ся смятие и износ рабочих поверхностей. Износ является след­ствием работы сил трения при взаимных микроперемещениях контактирующих поверхностей в процессе работы. Особенно большой износ в шлицевых соединениях наблюдается при скудной загрязненной смазке, больших напряжениях смятия. Износостойкость соединения повышают с помощью увеличе­ния твердости контактирующих поверхностей закалкой, уменьшения зазоров между зубьями, а также применяя сма­зочный материал и хорошее уплотнение от загрязнения.

Расчет шлицевых соединений ведется по двум критериям: 1) смятие (если только присутствует вращающий момент) 2) износостойкость (если еще изгибающий момент и радиальные силы).

Упрощенный расчет на смятие:

 где kPH – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями из-за ошибок изготовления, h – рабочая высота зубьев, l – рабочая длина зубьев.

Для прямобочного профиля:

 где f – величина фаски.

 

31. Выбор допускаемых  напряжений  для  шпоночных  и шлицевых соединений. Расчет  на  прочность.

Для шпонок:

Неподвижная стальная ступица [σ]см=130..200 МПа

Неподвижная ступица из чугуна или стального литья [σ]см=80..110 МПа

Подвижное, без нагрузки, стальная ступица [σ]см=20..40 МПа

Большие значения принимает при постоянном нагружении, меньшие – при переменном и работе с ударами, при реверсивной нагрузке вообще снижают [σ]см в 1.5 раза.

Допускаемое напряжение на срез шпонок [τ]ср=70..100 МПа

Для шлицевых соединений:

Неподвижное, при <350HB [σ]см=60..100 МПа, при >40HRC [σ]см=100..140 МПа

Подвижное без нагрузки (блок шестерен коробки передач), при <350HB [σ]см=20..30 МПа, при >40HRC [σ]см=30..60МПа

Подвижное под нагрузкой (соединение карданного вала), при <350HB [σ]см=не используют, при >40HRC [σ]см=5..15МПа

 

Hosted by uCoz