4. Вывод расчетных зависимостей для определения момента сопротивления в
резьбе и момента трения на торце гайки или головки болта. Вывод формулы для
определения момента в резьбе при силе затяжки Fзат (случай завинчивания). Что называется
приведенным коэффициентом трения в резьбе.
Резьбовые
соединения собирают завинчиванием винтов (гаек) с помощью гаечных ключей.
Момент Тзав, который создается гаечным
ключом, преодолевает момент трения в резьбе Тр
и момент трения Тт на торце гайки (головки винта)
о неподвижную поверхность детали:
![]()
Момент
трения в резьбе Тр определяют исходя из
взаимодействия элемента витка резьбы гайки с витком резьбы винта. Рассмотрим
прямоугольную резьбу. На рис. показана
система сил, действующих при завинчивании гайки, F — осевая сила в винте, Ft — окружная сила, приложенная к гайке на среднем диаметре d2, FN — сила, действующая на гайку со стороны опорной поверхности
резьбы. Сила трения Fтр, пропорциональна
нормальной силе FN и направлена в сторону, противоположную движению гайки.

Сила Ft находится из многоугольника сил, где Ψ— угол подъема
винтовой линии; φ — угол трения, равный arctg(f) (f — коэффициент трения). Стрелка показывает направление
движения гайки. Из рисунка следует
![]()
Тогда
момент в резьбе Тр при условии приложения силы Ft на среднем диаметре d2
![]()
Окружная сила трения в треугольной резьбе больше, чем в
прямоугольной. Если окружная сила
трения для витка прямоугольного профиля Ft = Ff, то для витка треугольного профиля
![]()

Где
, α – угол профиля резьбы;
- приведенный коэффициент трения в резьбе.
- приведенный угол трения, тогда
![]()

Момент трения Тт на торце гайки вычисляют, принимая,
что равнодействующая сил трения приложена по среднему диаметру кольцевой
опорной поверхности
с наружным диаметром,
равным размеру под ключ
а, и внутренним диаметром, равным диаметру отверстия под винт с d0.
![]()
![]()
![]()
5. Условия самоторможения винтовой пары. Способы повышения КПД винтовой
пары.
Условие
самоторможения резьбы Ψ<φ. Для
треугольной метрической резьбы это условие имеет вид Ψ<φ1,
где φ1 — приведенный угол трения. В реальных резьбовых
соединениях это условие выполняется, даже если используется резьба с крупным
шагом. Для нее угол подъема Ψ винтовой линии по среднему диаметру резьбы
меняется в пределах 2°30'...3°30', а приведенный угол трения φ1
изменяется в пределах от 6° (при f~0,1) до 16° (при f~
0,3). Таким образом, все крепежные
резьбы самотормозящиеся.
КПД резьбовой пары определяют из условия
, где Апол – полезная работа, Азатр – работа, затраченная на
завинчивание гайки.
Рассмотрим поворот гайки на малый угол dγ, при котором силы считаем постоянными.
![]()
![]()
![]()
Тогда КПД резьбовой пары
.
Чтобы увеличить КПД необходимо либо уменьшить φ1, т.е. уменьшить коэффициент трения f, изготовив гайку и винт из антифрикционных материалов (φ1 < Ψ для ходовых резьб), либо увеличить Ψ, т.е. повысить заходность резьбы (если резьба должна быть самотормозящейся, то φ1 > Ψ).