41. Коэффициент, учитывающий форму зуба, его
физический смысл, от каких параметров он зависит и как изменяется с изменением
числа зубьев и величины смещения инструмента при нарезании зубчатого колеса.
Коэффициент формы зуба не зависит от размеров зубьев, уменьшается с увеличением коэффициента смещения исходного контура x и с увеличением эквивалентного числа зубьев zv.
Расчетным
является сечение N — N, нормальное
к направлению зуба. В этом сечении определяют параметры эквивалентного
колеса, которые используются при расчете на прочность. Профиль зуба косозубого
колеса соответствует профилю эквивалентного прямозубого колеса с радиусом,
равным радиусу кривизны эллипса по малой оси . Большая
полуось эллипса
, малая
—
, радиус
кривизны
. Так как
диаметр эквивалентного прямозубого колеса
, то
эквивалентное число зубьев
,
Где z –число зубьев косозубого колеса. При расчете на прочность косозубые колеса заменяют на прямозубые с эквивалентным числом зубьев. С увеличением угла β эквивалентные параметры возрастают, что способствует повышению прочности передачи.
42. Особенности геометрии и условия работы
косозубых цилиндрических передач. Длина линии контакта и распределение нагрузки
по длине контакта.
У косозубого колеса расстояние между зубьями можно мерить в торцовом сечении и нормальном сечении. В первом случае получают окружной шаг Pt, во втором нормальный шаг P.
Помимо торцевого у косозубых
передач есть еще осевое перекрытие , где Px – осевой шаг, равный расстоянию между
одноименными точками двух смежных зубьев измеренному в направлении оси колеса.
Особенности геометрии определяют отличия условий работы косозубой передачи:
1) линия контакта на косозубом колесе расположены || оси вращения под углом θ к полюсной линии
2) в отличие от прямозубой в косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по все длине, а постепенно. Увеличивается время контакта одной пары зубьев. Чем больше угол наклона линии зуба, тем выше плавность в зацеплении.
3) нагрузка по длине контактной линии распределяется пропорционально суммарной жесткости зубьев шестерни и колеса. При контакте одним из сопряженных зубьев в вершине жесткость меньше и нагрузка меньше.
4) в косозубой передаче в зацеплении участвуют одновременно 2-3 пары зубьев, поэтому суммарная длина контактных линий больше, чем у прямозубых.
5)Соотношение между радиусами
кривизны контактирующих зубьев в косозубой передаче более благоприятно .
43. Понятие "приведенное зубчатое
колесо" и приведенное число зубьев косозубых
цилиндрических колес. Коэффициент, учитывающий форму зуба косозубого
цилиндрического зубчатого колеса.
Расчетным
является сечение N — N, нормальное
к направлению зуба. В этом сечении определяют параметры эквивалентного
колеса, которые используются при расчете на прочность. Профиль зуба косозубого
колеса соответствует профилю эквивалентного прямозубого колеса с радиусом,
равным радиусу кривизны эллипса по малой оси . Большая
полуось эллипса
, малая
—
, радиус
кривизны
. Так как
диаметр эквивалентного прямозубого колеса
, то
эквивалентное число зубьев
,
Где z –число зубьев косозубого колеса. При расчете на прочность косозубые колеса заменяют на прямозубые с эквивалентным числом зубьев. С увеличением угла β эквивалентные параметры возрастают, что способствует повышению прочности передачи.
Коэффициент формы зуба не зависит от размеров зубьев, уменьшается с увеличением коэффициента смещения исходного контура x и с увеличением эквивалентного числа зубьев zv.