44. Особенности
расчета косозубых и шевронных колес на сопротивление контактной и изгибной
усталости. Чем обуславливается повышение нагрузочной способности косозубых и
шевронных передач по сравнению с прямозубыми.
Контактная усталость:
В косозубых и шевронных передачах
зубья входят в зацепление постепенно. Расчет проводят с учетом геометрии в
сечении, нормальном к направлению зуба. Результирующая сила в нормальной
плоскости на делительной окружности . Суммарная
длина контактных линий
,
. Радиус
кривизны эвольвенты в полюсе зацепления в нормальном сечении
.
Ψab – коэффициент
относительной ширины колеса, KH – коэффициент нагрузки. Условие
контактной прочности , максимальное
расчетное напряжение
, T1П
– максимальный вращающий момент на шестерне, T1 – вращающий момент
на шестерне, принятый при расчетах на выносливость при изгибе.
На изгибную усталость:
Для косозубых и шевронных передач характерно повышенное сопротивление усталости при изгибе.
- коэффициент, учитывающий торцевое
перекрытие.
- коэффициент, учитывающий наклон зуба,
получен экспериментально.
- коэффициент осевого
перекрытия.
Прочность зубьев при однократной
нагрузке .
Максимальные расчетные напряжения
, Tmax
– максимальный вращающий момент на шестерне, T – вращающий момент на шестерне, принятый
при расчетах на выносливость при изгибе.
45. Конические зубчатые передачи, достоинства
и недостатки, Область применения. Типы зубчатых колес, основные геометрические
параметры конического зубчатого колеса. Передаточное число конической зубчатой
передачи.
Конические зубчатые
передачи передают механическую энергию между валами с пересекающимися осями.
Несмотря на сложность изготовления и монтажа,
конические передачи получили широкое распространение в редукторах общего
назначения, в металлообрабатывающих станках, вертолетах, автомобилях. (Это достоинства).
Недостатки: 1) необходимость регулировки передачи 2) меньшая нагрузочная способность 3) сложность изготовления и более высокие точности 4) большие осевые нагрузки.
Зацепление двух конических колес можно представить как качение без скольжения конусов с углами при вершинах 2δ1 и 2δ2. Эти конусы называют начальными. Линию касания этих конусов ОЕ называют полюсной линией или мгновенной осью в относительном вращении колес. Основное
применение
получили передачи ортогональные с суммарным
углом между осями δ1+ δ2 = 90°. Конические
зубчатые передачи выполняют без смещения исходного контура (x1 = 0, х2=0)
или равносмещенными (х2=-х1).
Поэтому начальные конусы совпадают с делительными.
Конические колеса обычно выполняют прямозубыми или с круговыми зубьями Прямозубые передачи в основном применяют при окружных скоростях до 3 м/с, при более высоких скоростях применяют передачи с круговыми зубьями. Конические колеса с косыми зубьями применяют весьма редко из-за сложности изготовления и контроля.
Основные геометрические
параметры.
К основным относятся следующие геометрические параметры конических зубчатых колес.
Углы, делительных конусов связаны с их диаметрами (и числами зубьев z).
Модуль конического колеса меняется по длине зуба. За основной принимают окружной
модуль на внешнем торце mte, который удобно измерять. Внешние
делительные диаметры колес равны
Внешнее конусное
расстояние
Конусное
расстояние до середины зуба
, где
- коэффициент ширины зубчатого венца.
Средний
делительный диаметр и модуль находят из подобных треугольников
Диаметр
вершин зубьев
При
расчете на прочность конические колеса заменяют на
равнопрочные им цилиндрические колеса. Диаметр эквивалентного зубчатого колеса
равен
.
Эквивалентное
число зубьев из зависимости равно
.
Для
передач с круговыми зубьями приводят еще косозубое колесо к прямозубому
Понижающие
конические передачи можно выполнять с передаточным отношением u=1…10. Обычно u<6. Повышающие передачи имеют u
не более 3. Большие передаточные отношения усложняют конструирование шестерни и
ее опор. Число зубьев колеса .