48. Особенность расчета на выносливость
косозубых передач по сравнению с прямозубыми.
Контактные напряжения:
Допускаемые напряжения [σ]H1 для шестерни и [σ]H2 колеса определяют по общей зависимости, учитывая влияние на контактную прочность долговечность (ресурс), шероховатость и окружную скорость:
,
ZN – коэффициент
долговечности .
ZR – коэффициент влияния шероховатости
ZV – коэффициент окружной скорости
Допускаемые напряжения для конических передач берутся следующим образом:
, где
- минимальное значение допускаемого напряжения
из 2х возможных (шестерни и колеса).
Изгибающие напряжения:
Допускаемые напряжения [σ]F1 для шестерни и [σ]F2 колеса определяют по общей зависимости, учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе, долговечности, шероховатости поверхности и реверсивности нагружения:
,
YN – коэффициент долговечности ., 4*10^6 –
базовое число циклов, m=9
YR – коэффициент влияния шероховатости
YA – коэффициент двухсторонности приложения нагрузки (при реверсивном движении он уменьшается)
YZ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки колеса.
Допускаемые напряжения берутся меньшие из допускаемых напряжений шестерни и колеса.
49. Определение допускаемых контактных
напряжений для расчета зубчатых цилиндрических и конических передач, от каких
параметров они зависят. Каким образом при их расчете учитывают переменный режим
и срок работы.
Контактные напряжения:
Допускаемые напряжения [σ]H1 для шестерни и [σ]H2 колеса определяют по общей зависимости, учитывая влияние на контактную прочность долговечность (ресурс), шероховатость и окружную скорость:
,
ZN – коэффициент
долговечности .
ZR – коэффициент влияния шероховатости
ZV – коэффициент окружной скорости
Допускаемые напряжения для конических передач берутся следующим образом:
, где
- минимальное значение допускаемого напряжения
из 2х возможных (шестерни и колеса).
Для
цилиндрических колес берется наименьшее из допускаемых напряжений.
Число
циклов нагружения за весь срок службы , где n – частота вращения об/мин, nc – число
зацеплений шестерни и колеса за один оборот, Lh
– время работы передачи. Если передача реверсивная, то берут не Nk, а эквивалентное NHE
Где коэффициент
берется из таблицы в зависимости от режима нагружения.
50. Способы смазывания зубчатых
передач. Типы смазочных материалов и их объемы.
По физическому состоянию смазочные материалы разделяют на жидкие (смазочные масла), пластичные, твердые и газообразные (масляный туман, очищенный воздух).
Смазочные масла являются основным смазочным материалом для машин. В зависимости от исходного продукта различают нефтяные (минеральные), синтетические и жировые масла. В условиях жидкостного трения основной характеристикой смазочного масла является вязкость, которая характеризуется внутренним трением между слоями жидкости под действием сдвигающей силы. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамическую вязкость μ, Па • с, используют в расчетах, а кинематическую V, м2/с, — при производстве масел. В литературе обычно приводят значение кинематической вязкости масла при 40 °С (V40), при 50 °С (V50), при 100 °С (V100). Связь вязкостей масла: μ = ρυ, где ρ — плотность смазочного масла (820+960 кг/м3).
Смазочные масла обеспечивают снижение трения и изнашивания, а также температуры трущихся поверхностей путем усиленного теплоотвода. Различают группы масел: моторные, индустриальные, трансмиссионные, специализированные, гидравлические. Моторные масла предназначены для смазывания двигателей внутреннего сгорания. Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов трансмиссий различной техники, включая механические передачи. Индустриальные масла применяют для смазывания промышленного оборудования и технологических машин. Названия специализированных масел свидетельствуют об их особом назначении (энергетические, авиационные и др. масла). Гидравлические масла применяют в качестве рабочих жидкостей в гидросистемах.
Пластичные смазочные материалы (ПСМ) состоят из жидкой основы (смазочное масло) и загустителя (обычно мыла жирных кислот). Загуститель образует жесткий полимерный каркас, в ячейках которого удерживается жидкое масло. При небольших нагрузках ПСМ ведет себя как твердое тело — не растекается, удерживается на наклонных и даже вертикальных плоскостях. Наиболее распространенными ПСМ являются солидол жировой, литол-24, ЦИАТИМ-201.
Твердые смазочные материалы (ТСМ) обеспечивают смазывание трущихся поверхностей при
трении в экстремальных условиях (низкие или высокие температуры, вакуум), когда
применение других смазывающих материалов невозможно. В качестве ТСМ используют
коллоидальный графит, дисульфид молибдена.
Способы
смазки: отдушины в корпусах редукторов, в закрытых передачах используют
масляный туман, «капельница» с маслом над зацеплением передачи, ну и сами
что-нибудь придумайте.