66. Сравнительная
оценка передачи трением скольжения с передачей трением качения.
Достоинствами передачи винт—гайка скольжения являются большой выигрыш в силе, высокая точность перемещений, малые размеры, возможность обеспечения самоторможения, что позволяет широко использовать ее в грузоподъемных механизмах, например в винтовых домкратах, в механизмах подач станков и приводах роботов, а также в измерительных и регулировочных механизмах. Достоинства передачи винт-гайка качения — сравнительно высокий КПД, высокая жесткость (с предварительным натягом полугаек), малый износ в сравнении с передачами скольжения.
К
недостаткам передачи винт-гайка скольжения следует отнести низкий КПД в
передачах скольжения, невозможность получения больших скоростей
поступательного движения.
Недостатком
передачи винт-гайка качения является сложность и дороговизна изготовления.
67. Основные
параметры и типы резьб, применяемые в резьбовых передачах.
Чтобы
увеличить КПД в передачах применяют трапецеидальные и упорные резьбы
Трапецеидальная
резьба
d
– наружный диаметр резьбы винта
d3 – внутренний
диаметр резьбы по впадине
d2 – средний диаметр
H1
– рабочая высота профиля
P - шаг
Упорная
резьба
d
– наружный диаметр резьбы винта
d3 – внутренний
диаметр резьбы по впадине
d2 – средний диаметр
H1
– рабочая высота профиля
P
- шаг
68. Материалы
и виды термических обработок, применяемые для изготовления основных элементов
резьбовых передач.
1)
углеродистые стали (для легко нагруженных деталей), легированные стали (для тяжелого нагружения)
2)
Спецстали (жаропрочные, работающие в агрессивных
средах, вакууме)
3)
Цветные сплавы (латунь, бронза, дуралюмин)
Согласно
ГОСТ 17594-87 существует 12 классов прочности резьбовых деталей.
Если
класс прочности 4.6, то σв=4*100 МПа,
σт=4*6*10 МПа
Если
класс прочности 5.8, то σв=5*100 МПа,
σт=5*8*10 МПа
Допускаемые
напряжения при статическом нагружении:
1)
растяжение
S –
коэффициент запаса, при точном расчете и контролируемой затяжке 1.2…1.5.
Меньшие
значения для резьб большого диаметра и наоборот.
2)
кручение (срез)
В
паре винт—гайка скольжения для повышения износостойкости
и снижения склонности к заеданию
материал одной из деталей должен быть антифрикционным. Поэтому обычно
используют стальные винты в сочетании с бронзовыми, реже чугунными гайками. Для
изготовления винтов применяют стали 45, 50 улучшенные, стали
65Г, 40Х с
закалкой и последующей шлифовкой, стали 40ХФА,
18ХГТ с азотированием для уменьшения искажения
формы и размеров винтов в результате закалки. Гайки выполняют из оловянистых
бронз, например БрО10Ф1, в менее ответственных конструкциях из безоловянистого
сплава ЦАМ 10-5, а при малых скоростях скольжения и нагрузках используют
антифрикционный чугун.