69. Причины
выхода из строя резьбовых передач. Критерии расчета передач трением качения и
трением скольжения.
Основным
критерием расчета является изнашивание.
Критерии
расчета:
1)
Расчет из условия износостойкости
где F – осевая сила, d2 – средний
диаметр резьбы, H1 – рабочая высота профиля, z=Hг/P – число витков резьбы, приходящаяся
на высоту гайки.
Эта
формула неудобна для практического использования, т.к. резьбы геометрически
подобны, то вводят коэффициенты (рабочей высоты винта) и
(высоты гайки).
2) Если
не допущена обратимость движения то проверка
выполняется на условие самоторможения.
Ψ<φ1
3) Если
стержень работает на сжатие выполняют проверку винта
на устойчивость
- A – площадь сечения винта по внутреннему
диаметру, [σ]сж – допустимое напряжение сжатия.
φ –
коэффициент понижения допускаемого напряжения, который выбирают по таблице в
зависимости от гибкости винта.
- гибкость, где l – длина неопорного участка (за расчетный принимают крайнее
положение гайки, когда винт нагружен по максимальной длине).
- радиус инерции
сечения, J – момент инерции сечения,
, μ – коэффициент приведенной
длины, учитывающий способ закрепления концов винта.
Если гибкость
>100, то используют формулу Эйлера
, S – коэффициент
запаса.
4)
Сильно нагруженные винты рассчитывают на эквивалентные напряжения
5)
Проверяют опору гайки на смятие, если гайка стоит примерно так:
Причины
выхода из строя:
1) под
действием контактных напряжений даже при хорошей смазке возникает при
длительной работе выкрашивание – результат износа, эти повреждения определяют
гарантированный расчетный ресурс передачи
2)
смятие рабочих поверхностей, дорожек и тел качения. Причина – повышения
допустимой нагрузки
3)
преждевременное изнашивание вследствие повышенного скольжения в контакте тела
качения с винтом и гайкой возникает вследствие попадания абразивных частиц, как
снаружи, так и изнутри вследствие выкрашивания => ставят уплотнительные
гайки из пластмассы для очистки резьбы
4)
потеря устойчивости.