72. Виды трения и
КПД резьбовых передач. Пути повышения КПД.
Существуют
следующие виды трения:
трение без смазочного материала (а, б) редко встречается в машинах, лишь при работе в условиях вакуума, весьма низких или высоких температурах;
трение со смазочным материалом: граничное (в), полужидкостное
(г), жидкостное (д).
Среди трения со смазочным
материалом различают:
Граничное трение происходит по тончайшим масляным пленкам, образовавшимся в результате адсорбции.
Полужидкостное трение — смешанное трение, при котором трущиеся поверхности не
полностью разделены слоем жидкого смазочного материала и происходит касание отдельных микронеровностей.
Жидкостное трение возникает
между слоями смазочного материала, находящегося между трущимися поверхностями.
КПД резьбовой пары определяют из условия , где Апол – полезная работа, Азатр – работа, затраченная на
завинчивание гайки.
Рассмотрим поворот гайки на малый угол dγ, при котором силы считаем постоянными.
Тогда КПД резьбовой пары .
Чтобы увеличить КПД необходимо либо уменьшить φ1, т.е. уменьшить коэффициент трения f, изготовив гайку и винт из антифрикционных материалов (φ1 < Ψ для ходовых резьб), либо увеличить Ψ, т.е. повысить заходность резьбы (если резьба должна быть самотормозящейся, то φ1 > Ψ).
73. Методы
расчета основных элементов резьбовой передачи на прочность.
Расчет тела винта, нагруженного силой затяжки и моментом трения в резьбе:
За счет растяжения в теле винта возникает напряжение
За счет существования вращающего момента в резьбе возникает напряжение τ.
Для расчета такого напряженного состояния применим энергетическую теорию прочности:
где - нормальные напряжения,
- максимальные касательные напряжения,
- момент в резьбе,
- момент сопротивления кручению.
Тогда, подставив эти значения, получим
Т.к. все резьбы геометрически подобны, то
Проверочный расчет на срез и смятие проводят в тех случаях, когда одна из деталей с резьбой выполнена из материала менее прочного, чем у другой детали.
Срез
резьбы винта происходит по диаметру d1, т.е. для резьбы винта
Срез
резьбы гайки происходит по диаметру d, т.е. для
резьбы гайки
где H – высота гайки, k=P'/P
– коэффициент полноты резьбы, km – коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы из-за
ошибки шага.
Напряжение смятия в резьбе
где z=H/P – число витков резьбы гайки; - напряжение смятия для менее прочной детали
резьбовой пары.
Расчет
тела винта на устойчивость:
- A – площадь сечения винта по внутреннему
диаметру, [σ]сж – допустимое напряжение сжатия.
φ –
коэффициент понижения допускаемого напряжения, который выбирают по таблице в
зависимости от гибкости винта.
- гибкость, где l – длина неопорного участка (за расчетный принимают крайнее
положение гайки, когда винт нагружен по максимальной длине).
- радиус инерции
сечения, J – момент инерции сечения,
, μ – коэффициент приведенной
длины, учитывающий способ закрепления концов винта.
Если гибкость
>100, то используют формулу Эйлера
S – коэффициент запаса.