80. Клиноременная и плоскоременная передачи, сравнение, достоинства и недостатки
ременных передач. Конструкция клиновых ремней. Материалы. Геометрические
параметры ременных передач.
Передача
плоским ремнем обладает повышенными работоспособностью и долговечностью (в
связи с меньшими напряжениями изгиба в плоских ремнях). Ее рекомендуют
применять при больших межосевых расстояниях (до
За счет клинового эффекта в передачах клиновым ремнем можно реализовать большие силы трения и уменьшить габариты передачи.
Конструкции клиновых ремней:

1 – несущий слой – корда на основе материи;
2 – резина;
3 – оберточная ткань.
Wр – расчетная ширина.
Достоинства клиновых передач по сравнению с плоскоременными:
Клиновая передача может передавать большую мощность, допускает меньший угол обхвата на малом шкиве, а следовательно и меньшее межосевое расстояние допускающее бесступенчатую регулировку скорости.
Недостатки: большие напряжения изгиба.
81) Типы приводных цепей. Конструкция и расчет передачи с роликовой
цепью. Оценка работоспособности и причины выхода из строя. Достоинства и
недостатки цепных передач. Основные параметры цепных передач и их влияние на
работу цепной передачи.
Цепная передача – это механизм, состоящий и ведущей 1 и ведомой 2 звездочек и охватывающей их цепи.

Достоинства:
1) возможность применения в значительном диапазоне межосевых расстояний;
2) габариты меньше, чем у ременных передач;
3) отсутствие проскальзывания;
4) высокий КПД;
5) возможность легкой замены цепи.
Недостатки:
1) значительный шум;
2) сравнительно быстрое изнашивание шариков цепи;
3) необходимость смазывания и регулировки.
Типы цепей по назначению:
1) грузовые – для закрепления грузов;
2) тяговые – для перемещения грузов в машинах непрерывного действия;
3) приводные – для передачи движения.
Основной геометрической характеристикой цепи является шаг P – расстояние между осями соседних шарниров.
Приводные цепи:
1) приводная роликовая однорядная;
2) роликовая двухрядная;
3) роликовая с изогнутыми пластинами;
4) втулочная;
5) зубчатая с внутренними направляющими пластинами;
6) зубчатая с боковыми направляющими пластинами;
7) фасоннозвенная крючковая;
8) фасоннозвенная втулочно-штыревая.
Расчет передачи с роликовой цепью:
Для расчетов по критерию износа используют зависимости: Pm*S=const, где показатель m=3 при нормальной эксплуатации, P – давление в шарнире, S – путь трения.
Нагрузочная способность цепи
определяется:
где Ft – окружная сила, передаваемая цепью, А – площадь
проекции опорной поверхности шарнира, Кэ –
коэффициент эксплуатации.
![]()
КД – коэффициент динамической нагрузки;
Ка – коэффициент учитывающий влияние длины цепи;
Кн – коэффициент наклона передачи к горизонту;
Крег – коэффициент способа регулировки натяжения цепи;
Ксм – коэффициент способа смазывания;
Креж – коэффициент режима работы;
Кт – коэффициент учитывающий температуру окружающей среды.
Формула для предварительного определения шага роликовой цепи:
P>=((КэТ1)/(υz1[p]))1/3, υ – коэффициент числа рядов.
Критерии работоспособности:
1) износ шарниров;
2) усталостное разрушение пластин;
3) проворачивание валиков и втулок в пластинах;
4) усталостное выкрашивание и разрушение роликов;
5) износ зубьев звездочек;
6) недопустимое провисание ведомой ветви цепи.
Основные параметры цепных передач:
Средняя скорость цепи:
z1 – число зубьев малой звездочки; n1 – частота ее вращения, P – шаг.
Передаточное отношение: ![]()
Числа зубьев звездочек: малой
звездочки
, большой
звездочки
.
Делительные диаметры звездочек: ![]()
Межосевое расстояние:
.