82) Подшипники скольжения, условия работы, характер разрушения. Расчет подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке.

Подшипник скольжения – это опора или направляющая, в которой цапфа (опорная поверхность вала) скользит по поверхности вкладыша (подшипника).

Подшипники скольжения применяются:

1)     при особо высоких частотах вращения;

2)     при ударных и вибрационных нагрузках;

3)     для точных опор с постоянной жесткостью;

4)     для разъемных опор;

5)     при работе в воде или агрессивных средах.

В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники скольжения бывают:

- радиальные – для восприятия радиальной силы Fr;

- упорные – для восприятия осевой силы Fа;

- радиально-упорные – для восприятия сил Fr и Fа.

Достоинства:

1)     надежно работают в высокоскоростных приводах;

2)     бесшумно работают;

3)     имеют сравнительно малые радиальные размеры;

4)     могут воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки.

Недостатки:

1)     высокие требования к наличию смазочных материалов => постоянный контроль;

2)     сравнительно большие осевые размеры;

3)     значительные потери на трение.

Виды отказов:

1)     абразивное изнашивание;

2)     заедание;

3)     усталостное выкрашивание.

Радиальные подшипники скольжения:

 

1 – корпус; 2 – вкладыш; 3 – отверстие для подачи смазочного материала; 4 – цапфа; 5 – маслораздаточная канавка.

Расчет подшипников в условиях граничной или полужидкостной смазки:

Этот расчет служит основанием для выбора материала вкладыша для подшипника. Расчет подшипника скольжения проводят по среднему давления p на рабочих поверхностях и удельной работе pv сил трения, где v – окружная скорость поверхности цапфы. Расчет по среднему давлению p обеспечивает достаточную износостойкость, а расчет по pv – нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.

При этом должны быть выполнены условия:  и , где Fr – радиальная сила, l и d – длина и диаметр подшипника.

Значения [p] и [pv] зависят от материала вкладыша:

для антифрикционного чугуна [p]=9МПа, [pv]=1,8МПа*м/с;

для бронзы [p]=10МПа, [pv]=10МПа*м/с.

 

83) Подшипники качения. Классификация. Достоинства и недостатки в сравнении с подшипниками скольжения.

Подшипником называют опору или направляющую, определяющую положение движущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники, работающие преимущественно на движение с трением качения, называют подшипниками качения, а на движение с трением скольжения – подшипниками скольжения.

Достоинства:

1)     полная взаимозаменяемость;

2)     малые осевые размеры, простота монтажа;

3)     малые потери на трение;

4)     дешевле чем подшипники скольжения;

5)     простота эксплуатации и обслуживания.

Недостатки:

1)     большие радиальные размеры;

2)     малая жесткость;

3)     большое сопротивление вращению, шум и низкая долговечность при высоких частотах вращения;

4)     чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам.

Классификация:

1.      По направлению воспринимаемой нагрузки:

1)      радиальные, которые воспринимают радиальную нагрузку;

2)      радиально-упорные – для восприятия радиальных и осевых сил;

3)      упорно-радиальные – для восприятия осевых и небольших радиальных сил;

4)      упорные – для восприятия только осевых сил.

2.      По конструктивным особенностям:

1)      самоустанавливающиеся;

2)      несамоустанавливающиеся (с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.).

3.      По форме тел качения:

1)      шариковые;

2)      роликовые: с цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми роликами, с бочкообразными, коническими роликами.

4.      По числу рядов тел качения:

1)      однорядные;

2)      двухрядные;

3)      четырехрядные.

 

Hosted by uCoz