1. Основные
производственные фонды предприятия, их состав и тенденции изменения.
Основные фонды
– выражение той части производства, которая:
1) полностью
или частично сохраняет свою натуральную форму в течение всего срока службы
2) по частям
переносит свою стоимость на стоимость выпускаемой продукции
3) возмещается
из накопленного фонда амортизационных отчислений.
Промышленно-производственные
фонды делятся на производственные и непроизводственные.
Основные
производственные фонды (ОПФ):
1) здания (все
производственные корпуса)
2) сооружения
(инженерные объекты, дороги, мосты, тоннели)
3) передаточные
устройства (электро-, тепло- и газовые сети)
4) машины и
оборудование (50% от всех ОПФ):
·
рабочие машины, которые осуществляют выработку
продукции
·
силовые машины (выработка и переработка энергии)
·
измерительные и регулирующие приборы
·
все прочие машины (пожарные машины,
вычислительная техника и т.п.)
5) транспортные
средства (перемещение людей и грузов внутри предприятия)
6) инструменты
и технологическая оснастка
7) производственно-хозяйственный
инвентарь (ограждения, столбы).
Методы оценки
ОПФ: в натуральной форме и стоимостной форме (денежной).
1) Для
определения максимального количества продукции, которое можно получить с ОПФ
при лучшем их использовании – производственная мощность
2) Стоимостная
оценка существует для определения общей стоимости для ОПФ, величины
амортизационных отчислений, входящих в стоимость продукции.
Существует 3
вида стоимостной оценки ОПФ:
1) оценка по
первоначальной стоимости
2) оценка по
восстановительной стоимости
3) оценка по
остаточной стоимости
·
первоначальная с учетом износа
·
восстановительная с учетом износа.
Первоначальная
стоимость показывает реальные затраты на приобретение или изготовление ОПФ в
текущих ценах или ценах того года, когда они были изготовлены.
Восстановительная
стоимость – сколько стоила бы уже приобретенная новая машина сегодня по
сегодняшним ценам.
Остаточная
стоимость – показывает величину стоимости еще не перенесенную на изготовляемую
или изготовленную продукцию.
2. Рентабельность
производства, методы ее определения и пути повышения. Рентабельность изделия.
Рентабельность
– относительный показатель интенсивности производства, т.к. отражает уровень
прибыльности относительно определенной базы.
Организация
рентабельна если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для
покрытия затрат на производство и реализацию, но и на образование прибыли.
Показатели
рентабельности: рентабельность производства (общая рентабельность),
рентабельность изделия.
Рентабельность
производства:
Рентабельность
изделия:
Рост
рентабельности зависит от:
1)
совершенствования системы управления производством
2) повышения
эффективности использования ресурсов
3) индексации
оборотных средств и определения источника формирования.
Прибыль как
основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от
реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью.
Рост прибыли зависит от снижения затрат на производство
продукции, а также увеличение объема реализованной продукции.
3. Амортизационный
фонд предприятия: назначение, образование и использование.
Амортизация –
процесс постоянного перенесения стоимости ОПФ на производимую продукцию с целью
образования амортизационного фонда денежных средств для последующего полного
восстановления ОПФ.
Затраты на
капитальный ремонт засчитывают как специальный ремонтный фонд и списываются они
на себестоимость.
, где
- первоначальная
стоимость ОПФ;
- ликвидационная
стоимость ОПФ;
- амортизационный
период (экономический срок службы оборудования).
Коэффициент
амортизации:
, где
- норма амортизации.
В целях
стимулирования производства применяются разные методы ускоренной амортизации:
1) когда
искусственно сокращается продолжительность периодов амортизации, т.е.
завышаются годовые нормы амортизации, это позволяет быстрее вернуть вложенный
капитал в виде амортизационного фонда
2) Без
сокращений нормативных законодательно установленных сроков службы в первые годы
разрешаются амортизационные отчисления повышенных размеров, по сравнению с
равномерными методами.
5. Методы учета и
оценки основных производственных фондов. Виды стоимостной оценки.
Методы оценки
ОПФ: в натуральной форме и стоимостной форме (денежной).
1) Для
определения максимального количества продукции, которое можно получить с ОПФ
при лучшем их использовании – производственная мощность
2) Стоимостная
оценка существует для определения общей стоимости для ОПФ, величины
амортизационных отчислений, входящих в стоимость продукции.
Существует 3
вида стоимостной оценки ОПФ:
1) оценка по
первоначальной стоимости
2) оценка по
восстановительной стоимости
3) оценка по
остаточной стоимости
·
первоначальная с учетом износа
·
восстановительная с учетом износа.
Первоначальная
стоимость показывает реальные затраты на приобретение или изготовление ОПФ в
текущих ценах или ценах того года, когда они были изготовлены.
Восстановительная
стоимость – сколько стоила бы уже приобретенная новая машина сегодня по
сегодняшним ценам.
Остаточная
стоимость – показывает величину стоимости еще не перенесенную на изготовляемую
или изготовленную продукцию.
6. Состав затрат и
результатов при расчете экономического эффекта инвестиций.
Суммарный доход (прибыль)
Псум =
где Рt – стоимостная
оценка результатов, получаемых участником проекта в течение t-го интервала времени;
Зt – совокупные затраты, совершаемые участниками
проекта в течение t-го
интервала времени;
m – число временных интервалов в течение инвестиционного периода,
т. е. периода жизненного цикла проекта.
Среднегодовой доход (прибыль)
– расчетный показатель
усредненной величины чистой годовой прибыли проекта
Пt =
где T -
продолжительность инвестиционного периода, лет.
Рентабельность инвестиций (РИ) позволяет установить прибыльность
проекта и оценить степень этой прибыльности
РИ =
Пt/I ( )
где Пt – прибыль от реализации
проекта;
I –
начальные инвестиции.
Показатель рентабельности инвестиций обычно
определяется по году реализации проекта на полную производственную мощность.
Срок окупаемости – срок возврата инвестиций при оценке
эффективности выступает только в качестве ограничения. Обычно срок окупаемости
рассчитывается по формуле
Ток
= (К-Л)/П,
где К –
капитальные вложения в новый объект;
Л – ликвидационная (остаточная) стоимость объекта;
П – среднегодовая прибыль
использования инвестиций.
8. Функциональное
моделирование объектов анализа при проведении функционально-стоимостного
анализа.
ФСА определяется как метод комплексного
технико-экономического исследования объекта, направленный на оптимизацию
соотношения между качеством исполнения заданных функций и затратами на их
осуществление.
В основе ФСА лежит функциональный подход. Прежде всего, рассматривается
состав необходимых при эксплуатации оборудования или других объектов функций,
задач, целей. Это позволяет либо выявить в рассматриваемой системе не несущие
функциональной нагрузки элементы, либо совместить в одном элементе выполнение
различных функций, решение нескольких задач.
Функциональный подход позволяет проводить экономический
анализ конструкций и технологии изготовления приборов и оборудования с точки
зрения интересов потребителя, которого интересуют не предметы и изделия как
таковые, а выполняемые ими функции.
Центральное понятие ФСА – понятие функций: внешнее
проявление свойств объекта в рассматриваемой системе отношений, т.е. в
определенной конкретной предполагаемой или сложившейся обстановке. Совокупность
полезных свойств изделия определяет его потребительскую стоимость.
Под функциями понимаются потребительские свойства объекта.
Они подразделяются:
Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с
точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического
решения. Для достижения этой цели с помощью анализа должны решаться следующие
задачи:
9. Общие и частные
показатели использования основных производственных фондов.
Существуют
общие и частные показатели использования ОПФ:
Общие –
показатели, которые рассчитываются на всю массу ОПФ (фондоотдача, фондоемкость
и рентабельность).
Частные –
показатели, которые рассчитываются на каждую группу конкретных ОПФ.
, где
- общая прибыль
- объем реализованной
продукции
- среднегодовая
стоимость ОПФ.
Фондоотдача –
показатель, характеризующий получение объема реализованной продукции в рублях с
каждого рубля ОПФ.
Фондоемкость –
обратный показатель фондоотдачи, характеризует количество ОПФ в стоимостном
выражении на каждый рубль объема реализованной продукции.
Среднегодовая
стоимость ОПФ – показатель, который характеризует изменение количества ОПФ в течение
года.
К частным
показателям относятся показатели работы оборудования:
Экстенсивный - – сколько отработало
оборудование в течение года
Интенсивный - - объем выпушенной
продукции
Интегральный - - учитывает
использование ОПФ и по времени и по объему производства.
Фонды времени:
Фкалендарные=365*24
Номинальный
режим: (365-выходные-праздники)*(продолжительность
рабочего дня)
Действительный, эффективный: Номинальный*(1-простой).
10. Виды цен на
промышленную продукцию (по различным классификационным признакам), сферы их
применения.
Цена –
количество денег, которое желает получить производитель и которое хочет отдать
покупатель.
S – себестоимость
П – прибыль
- наценка сбытовых организаций
- наценка торгующих организаций.
Цены бывают:
регулируемые и свободные.
Регулирование:
1) Установление
фиксированной цены
2) Верхний
предел цены
3) Предельный уровень
рентабельности для предприятий монополистов.
Все 3 уровня
регулируются государством.
Свободные цены
складываются под влиянием спроса и предложения на свободном рынке. Существуют
стандартные цены, которые устанавливаются по обоюдному согласию потребителей.
Прейскурантная цена действует около года и устанавливается по прейскуранту
(государством).
Экспортная цена
изменяется за счет затрат на производство. По видам цены подразделяются на
розничные и оптовые.
Функции цен
(имеют место, как в рыночной, так и в централизованной экономике):
1)
измерительная – измеряется стоимость товара в общепризнанных денежных знаках
2)
учетно-контрольная – перевод материально вещественных параметров в стоимостные,
что позволяет вести учет и контроль на предприятии
3) регулирующая
– когда цена уравновешивает спрос и предложение
4) стимулирующая.