40) Нормирование точности зубчатых колес и передач. Принцип комбинирования норм точности. Примеры обозначения точности зубчатых колес.

Нормирование точности зубчатых колес

Установлено 12 степеней точности. Самая точная - 1, самая грубая - 12. Для 1 и 2 степеней точности допуски не установлены (в перспективе), 12 - не применяется.

Используются с 3 по 11.

3 - 5 - измерительные колеса;

6 - 9 - редукторы общего назначения;

3 - 8 - металлорежущие станки;

6 - 10 - прокатные станы;

8 - 11 - с /х машины.

В каждой степени точности нормируются (установлены допуски):

               3 нормы точности

1. Кинематическая точность

2. Плавность работы

3. Контактная точность

Нормы кинематической точности определяют допустимую величину погрешности угла поворота колеса за один оборот колеса.

Нормы плавности работы ограничивают погрешность угла поворота колеса при повороте на один зуб (один угловой шаг).

 Нормы контакта ограничивают неполноту контакта сопряжения зубъев.

В каждой норме точности установлены комплексные и дифференцированные показатели.

Обозначение точности зубчатого колеса.

1)                         8–7–6 Ba

8 – степень кинематической точности

7 – плавность

6 – пятно контакта

Baнорма бокового зазора

B – вид сопряжения

a – вид допуска на боковой зазор

2)                         Если степени точности по всем трем нормам одинаковы, то

             7 – Ва, т.е. 7 по всем нормам точности.

 

Принцип комбинирования норм точности.

Заключается в том, что для зубчатого колеса можно назначать различные нормы из разных степеней.

Отличительной особенностью ГОСТа на зубчатые колеса является принцип комбинирования норм точности, т.е. можно назначать различные степени точности по разным нормам.

Это целесообразно, когда необходимо выделить показатели одной нормы относительно других, например:

-                             для силовой передачи – показатели нормы контакта делают точнее, чем показатели по норме плавности или кинематической точности.

Это целесообразно и с технологической точки зрения, так как финишная отделочная операция улучшает показатели лишь одной нормы, а не всех трех, например:  

шлифование – улучшает показатели кинематической нормы точности;

шевингование – показатели нормы плавности;

притирка – показатели нормы контакта.

Из-за взаимосвязи между параметрами добиться значительного разрыва по точности между параметрами не удается, поэтому установлены ограничения на разницу по степеням точности.

1.                         Норма плавности может быть точнее кинематической нормы не более, чем на две степени и грубее не более, чем на 1.     8-6-6; 7-8-7.

Норма контакта обычно не бывает грубее нормы плавности, так как при плохом контакте нельзя добиться высокой плавности работы. Допускается норма контакта точнее нормы плавности на 2-3 степени.      6-6-4.

 

41) Кинематическая точность зубчатых колес и передач, ее нормирование. Пример обозначения точности зубчатого колеса для отсчетной передачи.

Кинематическая погрешность передачи - разность между действительным и номинальным углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи.

 


Погрешность передаточного отношения  Fior = (j 2 действ - j 2 ном) * r [мкм] ;

 j2 ном = j1 * (Z1 / Z2)

 

Кинематическая погрешность колеса – разность между действительным и номинальным углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси.


Колеса 1 и 3 находятся в однопрофильном зацеплении с ведущим колесом 2. Возможный поворот колеса 3 относительно 1 фиксируется. Вращение от 2 передается 1 и 3 колесами. Они будут вращаться синхронно, если 3 выполнено так же точно, как и 1, но вследствие погрешностей 3 будет проворачиваться относительно 1.

Наибольшая алгебраическая разность отклонений действительных угловых положений колеса 3 относительно номинального положения за оборот соответствует значению колебаний кинематической погрешности колеса Fir и ограничивается допуском Fi .


Пример обозначения точности зубчатого колеса для отсчетных передач.

.

6-7-7 C, 5-6-6 С

 

42) Плавность работы зубчатых колес и передач, ее нормирование. Пример обозначения точности зубчатого колеса для скоростной передачи.

Показатель плавности работы.

Местная кинематическая погрешность – наибольшая разность между соседними значениями кинематической погрешности.

Колесо считается годным, если   f ir £ f i ,  где f i – допуск.

 

Hosted by uCoz