Под технологическими грузоподъемными машинами (технологическими ГПМ) –
будем понимать грузоподъемные машины, используемые в технологическом
процессе машиностроительного производства.
1. Возможность подъема груза на очень большую высоту.
2. В качестве гибкого грузового элемента применяют
стальные проволочные канаты. Канат, являясь упругим элементом, смягчает толчки
нагрузки.
3. Механизм подъема груза можно комплектовать, в
значительной мере, из стандартных и нормализованных элементов.
Недостатки.
Необходимость
такелажных операций (зачаливание и расчаливание груза).
При
горизонтальном перемещении груз раскачивается на канате, следовательно, необходимы
увеличение времени разгона и торможения и снижение скорости перемещения.
Отмеченные недостатки снижают производительность.
Тали – компактные лебедки с ручным или
электрическим (электротали) приводом. Тали
бывают стационарные или перемещающиеся на тележке по подвесной двутавровой
балке. Тали используют в качестве самостоятельных ГПМ
или как элемент более сложной машины, например, кран-балки.
На рис.1.1, а представлен один из вариантов конструкции тали,
а на рис. 1.1, б - внешний вид тали.
а)
б)
Рис.1.1.
От электродвигателя 1 вращение передают через муфту 2 на быстроходный
вал 4 зубчатого цилиндрического
двухступенчатого соосного редуктора и далее через две
пары зубчатых колес 15,10 и 8,9 на канатный барабан 13. Барабан 13 установлен в
корпусе 5 тали на двух радиальных подшипниках 3 и 6. При вращении барабана в ту
или иную сторону канат 12 наматывается на барабан и поднимает крюковую подвеску
7 или сматывается с барабана и опускает подвеску. На правом конце вала 4
установлен дисковый тормоз 11. Таль подвешена к тележке 16, которая на колесах
14 перемещается по подвесной двутавровой балке17.
Краны бывают с постоянным и переменным вылетом, с металлоконструкцией
ферменного и балочного типа. Поворот крана- обычно
ручной. На рис. 1.2 представлен настенный поворотный кран с постоянным вылетом
и с металлоконструкцией ферменного типа.
Рис.1.2.1–упорный подшипник;2,4– радиальные
подшипники;3-металлоконструкция 5– колонна крана; 6 – механизм подъема; 7 –
канат; 8– отклоняющий блок; 9 – крюковая подвеска; 10– рукоятка для поворота
крана.
Колонна 5 крана установлена в двух опорах. Нижняя опора - комбинированная с радиальным 2 и упорным 1
подшипниками, а верхняя опора -
плавающая с радиальным подшипником 4.
В опорах поворотных кранов применяют обычно самоустанавливающиеся
подшипники, способные компенсировать несоосность и взаимные перекосы осей
посадочных отверстий в корпусах опор.
На рис.1.3 представлен настенный поворотный кран с металлоконструкцией
балочного типа и с переменным вылетом. По стреле металлоконструкции 1 перемещается таль 2.
Рис.1.3.
Краны бывают с постоянным и с переменным вылетом, с металлоконструкцией
ферменного и балочного типа, полноповоротные и неполноповоротные; поворот
осуществляют вручную или механизмом.
Рис.1.4.
На
рис.1.4 представлен кран с вращающейся колонной 7, сваренной со стрелой балочного
типа 9. По стреле 9 перемещается таль 10. Нижняя опора
колонны 7 выполнена комбинированной с радиальным 11 и упорным 12 подшипниками,
а верхняя опора – плавающей с радиальным подшипником 8.
Поворот крана осуществляют механизмом, состоящим из электродвигателя 1,
муфты 2, тормоза 3, червячного редуктора 13, предохранительной муфты 5 и
открытой зубчатой передачи 4, 6. Шестерня 4 установлена на тихоходном валу
редуктора 13, а зубчатое колесо 6 - на
колонне 7.
Зона обслуживания для полноповоротного крана – кольцо, для неполноповоротного
– часть кольца.
Краны
бывают с постоянным и с переменным вылетом, с металлоконструкцией ферменного и
балочного типа, полноповоротные и неполноповоротные; поворот осуществляют
вручную или механизмом.
Рис.1.5.
На рис.1.5 представлен кран на неподвижной колонне с постоянным вылетом
и с металлоконструкцией балочного типа. Металлоконструкция состоит из
вращающейся колонны 7 и скрепленной с ней балочной стрелы 10.
Металлоконструкция опирается на неподвижную колонну 6.
Верхняя опора - комбинированная с радиальным 9 и упорным 8 подшипниками,
а нижняя опора - плавающая с радиальным подшипником 5. Гораздо чаще нижнюю
опору выполняют в виде роликов, катящихся по неподвижной колонне 6.
Поворот крана осуществляют механизмом, состоящим из
мотор - редуктора 1, предохранительной муфты 2 и
открытой зубчатой передачи, включающей шестерню 3 и зубчатое колесо 4. Шестерня
3 установлена на выходном валу мотор – редуктора 1, а колесо 4 - на колонне
6. Зона обслуживания для
полноповоротного крана – узкое кольцо, для неполноповоротного – часть узкого
кольца.
Схема кран-балки представлена на рис. 1.6.
Рис. 1.6.
Главная балка 2 (двутавр) сварена с двумя концевыми балками 1. По главной
балке перемещается электроталь 3. Сам кран перемещается
вдоль цеха на колесах 5 по рельсам 4. Зона обслуживания – прямоугольник,
вытянутый вдоль цеха.
Электрические мостовые краны обладают большей грузоподъемностью, имеют
больший пролет, но более сложную конструкцию, чем кран-балки. В современных
конструкциях обычно выполняют одну главную балку коробчатого сечения. На
главной балке уложены рельсы, по которым перемещается тележка, несущая механизм
подъема груза. Мостовые краны в качестве технологических грузоподъемных машин
применяют редко.
Эти краны применяют, главным образом,
для открытых складов материалов.