Технологические грузоподъемные машины.

Под технологическими грузоподъемными машинами (технологическими ГПМ) – будем понимать грузоподъемные машины, используемые в технологическом процессе  машиностроительного производства.

§1. Грузоподъемные машины с гибким подвесом груза.

Достоинства.

1.      Возможность подъема груза на очень большую высоту.

2.      В качестве гибкого грузового элемента применяют стальные проволочные канаты. Канат, являясь упругим элементом, смягчает толчки нагрузки.

3.      Механизм подъема груза можно комплектовать, в значительной мере, из стандартных и нормализованных элементов.

Недостатки.

Необходимость такелажных операций (зачаливание и расчаливание груза).

При горизонтальном перемещении груз раскачивается на канате, следовательно, необходимы увеличение времени разгона и торможения и снижение скорости перемещения.

Отмеченные недостатки снижают производительность.

1.      Тали.

Тали – компактные лебедки с ручным или  электрическим (электротали) приводом. Тали бывают стационарные или перемещающиеся на тележке по подвесной двутавровой балке. Тали используют в качестве самостоятельных ГПМ или как элемент более сложной машины, например, кран-балки.  

На рис.1.1, а представлен один из вариантов конструкции тали,


а на рис. 1.1, б - внешний вид тали.


                                                     а)

                                                              б)

Рис.1.1.

От электродвигателя 1 вращение передают через муфту 2 на быстроходный вал 4  зубчатого цилиндрического двухступенчатого соосного редуктора и далее через две пары зубчатых колес 15,10 и 8,9 на канатный барабан 13. Барабан 13 установлен в корпусе 5 тали на двух радиальных подшипниках 3 и 6. При вращении барабана в ту или иную сторону канат 12 наматывается на барабан и поднимает крюковую подвеску 7 или сматывается с барабана и опускает подвеску. На правом конце вала 4 установлен дисковый тормоз 11. Таль подвешена к тележке 16, которая на колесах 14 перемещается по подвесной двутавровой балке17.

2.      Стационарные поворотные краны.

2.1. Настенные поворотные краны.

Краны бывают с постоянным и переменным вылетом, с металлоконструкцией ферменного и балочного типа. Поворот крана- обычно ручной. На рис. 1.2 представлен настенный поворотный кран с постоянным вылетом и с металлоконструкцией ферменного типа.

 Рис.1.2.1–упорный подшипник;2,4– радиальные подшипники;3-металлоконструкция 5– колонна крана; 6 – механизм подъема; 7 – канат; 8– отклоняющий блок; 9 – крюковая подвеска; 10– рукоятка для поворота крана.

Колонна 5 крана установлена в двух опорах. Нижняя опора -  комбинированная с радиальным 2 и упорным 1 подшипниками, а верхняя опора  - плавающая с радиальным подшипником 4.

В опорах поворотных кранов применяют обычно самоустанавливающиеся подшипники, способные компенсировать несоосность и взаимные перекосы осей посадочных отверстий в корпусах опор.

На рис.1.3 представлен настенный поворотный кран с металлоконструкцией балочного типа и с переменным вылетом. По стреле металлоконструкции 1  перемещается таль 2.

                                                         Рис.1.3.

2.2. Краны с вращающейся колонной.

Краны бывают с постоянным и с переменным вылетом, с металлоконструкцией ферменного и балочного типа, полноповоротные и неполноповоротные; поворот осуществляют вручную или механизмом.    

     

      

                                               Рис.1.4.                                                                                                                                                                                  

           На рис.1.4 представлен кран с вращающейся колонной 7, сваренной со стрелой балочного типа 9. По стреле 9 перемещается таль 10. Нижняя опора колонны 7 выполнена комбинированной с радиальным 11 и упорным 12 подшипниками, а верхняя опора – плавающей с радиальным подшипником 8.

Поворот крана осуществляют механизмом, состоящим из электродвигателя 1, муфты 2, тормоза 3, червячного редуктора 13, предохранительной муфты 5 и открытой зубчатой передачи 4, 6. Шестерня 4 установлена на тихоходном валу редуктора 13, а зубчатое колесо  6 - на колонне 7.

Зона обслуживания для полноповоротного крана – кольцо, для неполноповоротного – часть кольца.

2.3. Краны  на неподвижной колонне.

               

          Краны бывают с постоянным и с переменным вылетом, с металлоконструкцией ферменного и балочного типа, полноповоротные и неполноповоротные; поворот осуществляют вручную или механизмом.

                              

Рис.1.5.

 

 

На рис.1.5 представлен кран на неподвижной колонне с постоянным вылетом и с металлоконструкцией балочного типа. Металлоконструкция состоит из вращающейся колонны 7 и скрепленной с ней балочной стрелы 10. Металлоконструкция опирается на неподвижную колонну 6.

Верхняя опора - комбинированная с радиальным 9 и упорным 8 подшипниками, а нижняя опора - плавающая с радиальным подшипником 5. Гораздо чаще нижнюю опору выполняют в виде роликов, катящихся по неподвижной колонне 6.

Поворот крана осуществляют механизмом, состоящим из мотор - редуктора 1, предохранительной муфты 2 и открытой зубчатой передачи, включающей шестерню 3 и зубчатое колесо 4. Шестерня 3 установлена на выходном валу мотор – редуктора 1, а колесо 4 - на колонне 6.  Зона обслуживания для полноповоротного крана – узкое кольцо, для неполноповоротного – часть узкого кольца.

Краны мостового типа.

3.1. Однобалочные краны с электроталью  (кран– балки).

    Схема кран-балки представлена на рис. 1.6.                                                                

                            

 

 

 

                                                                 Рис. 1.6.

 Главная балка 2 (двутавр) сварена с двумя концевыми балками 1. По главной балке перемещается электроталь 3. Сам кран перемещается вдоль цеха на колесах 5 по рельсам 4. Зона обслуживания – прямоугольник, вытянутый вдоль цеха.

3.2. Электрические мостовые краны.

Электрические мостовые краны обладают большей грузоподъемностью, имеют больший пролет, но более сложную конструкцию, чем кран-балки. В современных конструкциях обычно выполняют одну главную балку коробчатого сечения. На главной балке уложены рельсы, по которым перемещается тележка, несущая механизм подъема груза. Мостовые краны в качестве технологических грузоподъемных машин применяют редко.

3.3. Козловые и полукозловые краны.

Эти краны применяют, главным образом,  для открытых складов материалов.

 

Hosted by uCoz