Грузоподъемные
машины работают в циклическом режиме с периодической повторяемостью однотипных
операций. В качестве примера рассмотрим цикл работы механизма вертикального перемещения
груза (рис.2.1).
Рис.2.1
v-скорость
вертикального перемещения;
t1 – время зачаливания груза;
t2 – время
подъема груза;
t3 – время
горизонтального перемещения груза;
t4 – время опускания груза;
t5 – время расчаливания
груза;
t6 – время подъема грузозахватного устройства;
t7 – время горизонтального перемещения
грузозахватного устройства в исходное положение;
t8 – время
опускания грузозахватного устройства;
tП –
время пуска (разгона);
tу –
время установившегося движения (движения с установившейся скоростью);
tТ – время торможения.
В соответствии с рис.2.1 полное время цикла равно
.
Интенсивность использования грузоподъемных машин в целом, механизмов и электрооборудования характеризуют следующие
основные показатели.
1. Относительная продолжительность включения ПВ, %:
%,
где t – время работы механизма или его электрооборудования в течение цикла. Для механизма подъема выражение для ПВ имеет вид
.
При торможении электродвигатель механизма отключают. Поэтому для электродвигателя механизма подъема выражение для ПВ имеет вид
%.
1. Коэффициент использования в течение года
.
2. Коэффициент использования в течение суток
.
3. Коэффициент использования в течении часа
.
Полное время работы механизма за весь срок службы в часах
,
где L – срок службы механизма в годах.
В зависимости от tS различают семь классов использования механизмов, которые обозначают А0, А1, А2, А3, А4, А5, А6 (табл.2.1).
Таблица 2.1.
Классы использования механизмов.
Класс использования |
А0 |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
Время работы tS, ч |
До 800 |
Св.800 до 1600 |
Св.1600до 3200 |
Св.3200до 6300 |
Св.6300до 12500 |
Св.12500 до 25000 |
Св.25000 до 50000 |
Коэффициент нагружения для механизма
,
где ti – время работы механизма за весь срок службы под нагрузкой Fi (в часах); здесь под F понимают обобщенный силовой фактор - силу или момент;
Fmax – максимальная сила (момент), действующая на механизм.
Значения Fi и Fmax определяют для конечного (выходного) звена кинематической цепи механизма (канатный барабан, ходовое колесо, шестерня открытой зубчатой передачи в механизме поворота) с учетом перегрузок при неустановившемся движении.
В зависимости от коэффициента нагружения К различают четыре класса нагружения механизмов, которые обозначают В1, В2, В3, В4 (табл.2.2).
Таблица 2.2. Классы нагружения механизмов.
Класс нагружения |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
Коэффициент нагружения К |
До 0,125 |
Св.0,125 до 0,25 |
Св.0,25 до 0,5 |
Св.0,50 до 1 |
В зависимости от сочетания класса использования А и класса нагружения В ГОСТ 25835-83 устанавливает 6 групп режима работы механизмов, которые обозначают 1М, 2М, 3М, 4М, 5М, 6М (табл.2.3).
Таблица 2.3. Группы режима работы
механизмов.
Класс нагружения |
Класс использования |
||||||
А0 |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
|
В1 |
1М |
1М |
1М |
2М |
3М |
4М |
5М |
В2 |
1М |
1М |
2М |
3М |
4М |
5М |
6М |
В3 |
1М |
2М |
3М |
4М |
5М |
6М |
- |
В4 |
2М |
3М |
4М |
5М |
6М |
- |
- |
Группы режима работы (1М, … , 6М) различных механизмов в одной и той же ГПМ могут быть не одинаковыми.
В зависимости от группы режима работы (1М, … , 6М) определяют :
1) нагрузки для расчета механизма, а также нагрузки от механизма на металлоконструкцию;
2) основные нормативные данные, коэффициенты запаса прочности и запаса торможения, сроки службы отдельных деталей и узлов механизма.
Рассмотрим теперь грузоподъемную машину в целом.
Интенсивность использование ГПМ характеризуют числом циклов работы за весь срок службы.
Число циклов за час
,
где tц , c – продолжительность одного цикла работы.
Тогда число циклов за весь срок службы
.
В зависимости от ZS
различают 10 классов использования ГПМ, которые обозначают С0, С1,
С2, С3, С4, С5, С6,
С7, С8, С9 (табл.2.4).
Таблица 2.4.
Классы использования кранов.
Класс использования |
Общее число циклов работы крана за срок его службы |
С0 |
До 1,6×104 |
С1 |
Св.1,6×104 до 3,2×104 |
С2 |
Св.3,2×104 до 6,3×104 |
С3 |
Св.6,3×104 до 1,25×105 |
С4 |
Св.1,25×105 до 2,5×105 |
С5 |
Св.2,5×105 до 5×105 |
С6 |
Св.5×105 до 1×106 |
С7 |
Св.1×106 до 2×106 |
С8 |
Св. 2×106 до 4×106 |
С9 |
Св. 4×106 |
Коэффициент нагружения для ГПМ в целом
,
где Zi - число циклов работы за весь срок службы с грузом массой Qi.
В зависимости от коэффициента нагружения Кр различают 5 классов нагружения ГПМ, которые обозначают Q0, Q1, Q2, Q3, Q4 (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Классы нагружения
кранов.
Класс нагружения |
Q0 |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Коэффициент нагружения Кр |
До 0,063 |
Св.0,063 до 0,125 |
Св. 0,125 до 0,25 |
Св. 0,25 до 0,5 |
Св. 0,5 до 1 |
В зависимости от сочетания класса использования С и класса
нагружения Q ГОСТ
25546-82 устанавливает 8 групп режима работы
ГПМ, которые обозначают 1К, 2К, 3К,
4К, 5К, 6К, 7К, 8К
(табл.2.6).
Таблица 2.6. Группы режима
работы кранов.
Класс нагружения |
Класс использования |
|||||||||
C0 |
C1 |
C2 |
C3 |
C4 |
C5 |
C6 |
C7 |
C8 |
C9 |
|
Q0 |
- |
- |
1К |
1К |
2К |
3К |
4К |
5К |
6К |
7К |
Q1 |
- |
1K |
1К |
2К |
3К |
4К |
5К |
6К |
7К |
8К |
Q2 |
1K |
1K |
2К |
3К |
4К |
5К |
6К |
7К |
8К |
8К |
Q3 |
1K |
2K |
3К |
4К |
5К |
6К |
7К |
8К |
8К |
_ |
Q4 |
2K |
3K |
4K |
5K |
6K |
7K |
8K |
8K |
_ |
_ |
Группу режима работы ГПМ (1K, … , 8K) учитывают при расчете ее металлоконструкции.