Рис7.1 1-электродвигатель; 2-муфта; 3-тормоз;
4-редуктор
5-трансмиссионный вал;
6-ходовое колесо.
Схема 1) –
центральный привод и тихоходный трансмиссионный вал.
Трансмиссионный вал передает большой вращающий момент,
поэтому диаметры вала, опор вала и муфт велики.
Схема 2) – центральный
привод и быстроходный трансмиссионный вал.
Трансмиссионный вал передает небольшой вращающий
момент, поэтому диаметры вала, опор вала и муфт невелики. Вал вращается с
большой частотой, поэтому необходимы точные
изготовление и монтаж вала, а также балансировка вала. Металлоконструкция крана
должна быть жесткой. При значительных пролетах
механизм легче, чем по схеме 1).
Схема 3) –
раздельный привод ходовых колес. Целесообразен при
пролетах более 16м.
Число ходовых колес крана в зависимости от
грузоподъемности может быть 4, 8 или 16. Колеса, связанные с приводом, называют
ведущими (приводными), остальные – ведомыми. Число ведущих колес обычно 2, но
может быть и больше.
Эти механизмы обычно выполняют с тихоходным трансмиссионным
валом (рис.7.1, схема 1).
Конструктивной разновидностью является схема с
навесным редуктором, расположенным сбоку от тележки (рис.7.2).
Рис.7.2. 1-электродвигатель;
2- муфта; 3- тормоз; 4 –редуктор;
5-трансмиссионный вал; 6-ходовое колесо;7-рама
тележки.
Число ходовых колес тележки в зависимости от
грузоподъемности может быть 4 или 8. Число ведущих колес обычно 2, но может
быть и больше.
Для работы на прямолинейных участках применяют схемы,
представленные на рис.7.3.Схема 1-простая и дешевая, но вызывает перекос
тележки.
Для работы на криволинейных трассах тали шарнирно
подвешивают к двум двухколесным тележкам, при этом приводными могут быть как
одна, так и обе тележки. Приводные
тележки выполняют с одним ведущим колесом.
Рис.7.3. 1-электродвигатель; 2-редуктор; 3 и
4-шестерня и колесо
открытой зубчатой передачи; 5-ходовое колесо.
Схема крана представлена на рис.7.4. Для передвижения
по круговому пути можно применять тележки с двумя (рис. 7.5, схема 1) или тремя
(рис.7.5, схема 2) колесами и одним
ведущим колесом. В схеме с тремя колесами желательно обеспечить одинаковую
нагрузку на колеса, хотя на практике используют подвес по оси симметрии ходовой
балки, при котором половина нагрузки приходится на
приводное колесо. Стрела крана может быть также шарнирно подвешена к двум двухколесным
тележкам; при этом приводными могут быть как одна, так и обе тележки. Приводные
тележки выполняют с одним ведущим колесом.
Рис.7.4. 1-неподвижная опора крана; 2-подвесной
круговой крановый путь;
3-стрела крана; 4-тележка (подвижная опора крана).
Рис.7.5.
1-электродвигатель; 2-редуктор; 3 и 4-шестерня и колесо
открытой зубчатой передачи; 5-ходовое колесо.