§2. Ходовые колеса.

Возможные конструкции ходовых колес представлены на рис.7.6.

 

 а)                             б)                        в)                     г)                     д)                  е)

Рис.7.6.

          Цилиндрические колеса (рис.7.6, а, б, г) применяют, главным образом, для мостов и тележек кранов.

Конические колеса по рис.7.6, в применяют для подвесных путей.

В четырехколесных мостовых кранах с центральным приводом и двумя ведущими колесами ведущие колеса могут быть коническими (рис.7.6, д), но при этом ведомые – цилиндрические.

Бочкообразные колеса (рис.7.6,е) применяют взамен конических для подвесных путей. Они менее чувствительны к перекосам, катятся без скольжения, но контактные напряжения у них выше.


Обычно применяют колеса с двумя ребордами (рис.7.6, г, д).  Реборда – боковой кольцевой выступ. Колеса с одной ребордой (рис. 7.6, в, е) используют для подвесных путей. 

                                     Рис.7.7

Для исключения трения реборд о рельсы применяют колеса без реборд (рис.7.6,а). Роль реборд выполняют направляющие ролики 1 (рис. 7.7). В этом случае необходимы повышенная точность изготовления крана и кранового пути.

          Материал ходовых колес – сталь. Твердость поверхности катания – 300…360 НВ. В кранах с ручным приводом допускают чугунные колеса.


         Контакт колеса с рельсом может быть линейным ( рис.7.8, а, б) или точечным (рис.7.8, в, г, д, е). Более распространен точечный контакт.

       а)                              б)                         в)                             г)                       д)                               е)

Рис.7.8.

Колеса рассчитывают по контактным напряжениям (методика расчета приведена в [1], [3],[4]).

 

Hosted by uCoz