Возможные конструкции ходовых колес представлены на рис.7.6.
а) б) в) г) д) е)
Рис.7.6.
Цилиндрические колеса (рис.7.6, а,
б, г) применяют, главным образом, для мостов и
тележек кранов.
Конические колеса по рис.7.6, в применяют для
подвесных путей.
В четырехколесных мостовых кранах с центральным приводом и двумя ведущими
колесами ведущие колеса могут быть коническими (рис.7.6, д),
но при этом ведомые – цилиндрические.
Бочкообразные колеса (рис.7.6,е) применяют взамен конических для подвесных путей. Они менее чувствительны к перекосам, катятся без
скольжения, но контактные напряжения у них выше.
Обычно применяют колеса с двумя ребордами
(рис.7.6, г, д).
Реборда – боковой кольцевой выступ. Колеса с одной ребордой (рис. 7.6,
в, е) используют для подвесных путей.
Рис.7.7
Для исключения трения реборд
о рельсы применяют колеса без реборд (рис.7.6,а). Роль реборд выполняют
направляющие ролики 1 (рис. 7.7). В этом случае необходимы повышенная точность
изготовления крана и кранового пути.
Материал ходовых колес – сталь. Твердость поверхности катания – 300…360
НВ. В кранах с ручным приводом допускают чугунные колеса.
Контакт колеса с рельсом может быть линейным ( рис.7.8,
а, б) или точечным (рис.7.8, в, г, д, е). Более
распространен точечный контакт.
а) б) в) г) д) е)
Рис.7.8.
Колеса рассчитывают по контактным напряжениям (методика расчета приведена
в [1], [3],[4]).